Фильмы удивительно эффективны для воплощения мечты на экране. Почти все, что человек может себе представить, может быть запечатлено в визуальной среде, такой как фильм, и поэтому кино дало нам множество блестяще реализованных мечтаний на протяжении всей своей многолетней истории. В некоторых случаях сны в конечном итоге вдохновляют фильмы, и немногие примеры столь же ясны, как недооцененные «Сны» Акиры Куросавы (1990), который был фильмом-антологией, в котором были изображены многочисленные сны, которые режиссер видел на протяжении всей своей жизни.
С другой стороны, кино также может запечатлеть события, которые разыгрываются как кошмары, и визуально изобразить их на экране. Это, пожалуй, лучше всего видно в жанре ужасов, но другие жанры могут так же устрашающе воссоздать ощущение пребывания в особенно душераздирающем кошмаре. Следующие 15 фильмов нельзя назвать фильмами ужасов, но все они эффективны в представлении темной, психологически напряженной атмосферы, которая может в конечном итоге напомнить зрителям о плохих снах, которые у них были раньше.
Жанр ужасов не имеет патента на кошмарные фильмы, как в конечном итоге показывают следующие фильмы. Может быть интереснее — или удивительно — найти триллер, криминальный фильм или даже черную комедию, которая вызывает у вас ощущение дурного сна, и делать это, не полагаясь на более знакомые тропы ужасов или условности. Для тех, кто хочет испугаться и не заснуть чем-то неожиданным, следующие названия должны удовлетворить.
Зодиак
‘Zodiac’ (2007)
Дэвид Финчер знает, как снимать психологические триллеры, криминальные / мистические фильмы и, возможно, в случае с «Чужим 3» и Se7en — фильмы ужасов. Когда дело доходит до «Зодиака» Финчера, он не совсем вписывается в категорию ужасов, но, несомненно, поначалу кажется криминальным / мистическим фильмом, с предпосылкой о попытке найти личность неуловимого убийцы Зодиака.
По мере того, как события продолжаются, он постепенно превращается в фильм об одержимости и саморазрушении, оставаясь напряженным все время, даже когда убийства перестают происходить. Это чрезвычайно тревожный фильм, в частности, с несколькими эпизодами, которые, кажется, точно настроены, чтобы вызвать как можно больше паранойи, что делает «Зодиак», возможно, страшнее, чем многие фильмы ужасов.
Посмотрите: 50 самых страшных фильмов ужасов
Хорошее время
‘Good Time’ (2017)
Братья Сэфди знают, как создавать дикие фильмы, вызывающие тревогу, как немногие другие режиссеры, действующие сейчас, и «Хорошее время» — их прорывной фильм — хорошо демонстрирует это. В нем рассказывается об отчаянном путешествии одного человека, чтобы вытащить своего младшего брата из-под стражи полиции, когда события выходят из-под контроля, и каждая новая сцена, кажется, приводит к тому, что центральный персонаж попадает в постоянно ухудшающиеся проблемы.
События фильма, конечно, не очень хорошо проводят время для этого злополучного главного героя, которого играет Роберт Паттинсон, но зрители с закаленными нервами, скорее всего, будут в восторге. С другой стороны, те, кто чувствителен к особенно напряженным криминальным / триллерным фильмам, вполне могут найти интенсивность «Хорошего времени» невыносимой, потому что это действительно безжалостный материал почти на протяжении всего времени.
Погребённый заживо
‘Buried’ (2010)
«Погребённый заживо» — это одна из худших вещей, которые могут случиться с кем-либо: проснуться в гробу, похороненном под землей, и обнаружить, что вы не можете выбраться наружу. Это, по сути, все, что есть в фильме, с камерой, прикованной к тому же гробу, что и его главный герой, когда он делает серию отчаянных звонков по своему мобильному телефону, надеясь, что сможет найти кого-то, кто затем сможет найти его.
Это фильм, который показывает удивительный диапазон Райана Рейнольдса как актера, поскольку это пример обычно саркастического и комедийного актера, играющего роль в чем-то гораздо более серьезном. Он эффективен в том, чтобы быть кошмарным и чрезвычайно напряженным на протяжении всего времени выполнения, и ни в коем случае не должен смотреть любой, кто легко становится клаустрофобом.
Малхолланд Драйв
‘Mulholland Drive’ (2001)
Немногие режиссеры запечатлевают сказочные и кошмарные образы так хорошо, как Дэвид Линч. Можно сказать, что он сделал карьеру именно на этом, особенно с таким фильмом, как «Голова-ластик», который сам по себе является полнометражным черно-белым кошмаром, и таким шоу, как «Твин Пикс», которое, кажется, большую часть времени работает на логике сновидений.
Тем не менее, «Малхолланд Драйв» интересен, потому что, хотя он, безусловно, тревожит, это не совсем фильм ужасов. Это очень мрачный взгляд на более мрачную сторону Голливуда, и, хотя он начинает казаться относительно обоснованным в реальности (по крайней мере, для Линча), по мере того, как он продолжается, он становится все более сюрреалистичным. То, что начинается как сон, становится больше похожим на кошмар, и тот факт, что он делает все это, не становясь фильмом ужасов, является свидетельством способности Линча запечатлеть нереальность на киноэкране.
Серьёзный человек
‘A Serious Man’ (2009)
Во многих фильмах братьев Коэнов есть сцены, которые передают ощущение тревожного лихорадочного сна, но лишь немногие поддерживают это чувство на протяжении всего фильма. С другой стороны, «Серьезный человек» это делает, поскольку следует за учителем физики, которому, кажется, везет хуже всех в мире.
На самом деле, вселенная, кажется, хочет заполучить Ларри или, по крайней мере, отказывается дать ему отдохнуть. То, как личная катастрофа за личной катастрофой постигает Ларри, — это то, что гарантирует, что «Серьезный человек» кажется кошмаром, от которого большинство с большим облегчением проснулось, оставаясь при этом в жанрах черной комедии / драмы.
Белый шум
‘White Noise’ (2022)
«Белый шум» — это фильм, который очень трудно описать, по-видимому, намеренно. В нем рассказывается о семье, возглавляемой взволнованным отцом, и о странных вещах, которые происходят, когда близлежащая катастрофа вызывает образование токсичного облака над их городом. У семьи и остальных жителей города начинается паника, которая только усиливается, когда им говорят, что им нужно эвакуироваться.
Он привносит извращенный, иногда забавный и всегда неудобный поворот в жанр фильмов-катастроф, а сцены, окружающие токсичное облако, имеют особенно жуткое сказочное ощущение. White Noise иногда кажется, что он погружается в жанр ужасов, но никогда полностью не совершает. Тем не менее, это не мешает большому количеству его сцен казаться кошмарными.
127 часов
‘127 Hours’ (2010)
2010 год был хорошим годом для напряженных триллеров о выживании, учитывая, что он увидел выход вышеупомянутого Buried, а также 127 часов. Этот фильм лишь немного менее клаустрофобный, а также примечателен тем, что основан на реальной истории Арона Ралстона, альпиниста, который прибег к отчаянным мерам, чтобы освободиться после того, как его рука была раздавлена рыхлым валуном, придавившим все его тело на месте.
Большая часть фильма — это всего лишь один человек, который борется умственно, физически и эмоционально, страдает от видений и пытается сохранить остроту ума во время съемок непрерывного видеодневника. Это фильм не для брезгливых зрителей, и он эффективно изображает на экране кошмар наяву, который действительно случился с одним невероятно несчастным человеком.
Шалом, папик!
‘Shiva Baby’ (2020)
Предпосылка Шива Бэби на бумаге может показаться не такой уж напряженной или ужасающей. Фильм разыгрывается во время продолжительной похоронной службы и сосредотачивается на молодой женщине по имени Даниэль, которая действительно не хочет быть там. Ее родители властны, она не любит светские беседы, и у нее есть различные секреты, которые окружающие постоянно угрожают раскрыть.
Именно тон и стиль «Шива Бэби» заставляют его чувствовать себя почти как психологический триллер, несмотря на то, что его легче всего идентифицировать как комедию. Клаустрофобная обстановка, постоянный фоновый шум и различные вещи, из-за которых главный герой испытывает стресс, оказывают огромное влияние на зрителя, что приводит к черной комедии, которая в определенные моменты поразительно похожа на страшный сон.
Под Сильвер-Лэйк
‘Under the Silver Lake’ (2018)
Немногие фильмы так славно параноидальны, как «Под Сильвер-Лэйк». Это недооцененный, жанровый фильм о молодом человеке, который, разыскивая таинственно исчезнувшую женщину, раскрывает обширный заговор, который скрывается у всех на виду в Лос-Анджелесе, постепенно загоняя его все дальше в кроличью нору, которая, кажется, никогда не закончится.
Это параноидальный триллер насквозь, и, безусловно, в нем есть некоторые интересные, а иногда и мрачно забавные вещи, которые можно сказать. Маловероятно, что сон с такой же бешеной энергией, как «Под Серебряным озером», продлится так долго, как фильм, поэтому для тех, кто хочет почувствовать сумасшедший сон, от которого они не проснутся более двух часов, «Под Сильвер-Лэйк» поможет вам.
После работы
‘After Hours’ (1985)
Мартин Скорсезе наиболее известен своими криминальными фильмами, но он на удивление хорош в том, чтобы запечатлеть кошмары на экране, если его недооцененный «После работы» — это что-то. Эта культовая классическая черная комедия рассказывает историю одного человека, переживающего худшую ночь в своей жизни, когда свидание злобно выходит из-под контроля, и он сталкивается с неожиданным ужасом в особенно адском изображении Нью-Йорка.
Немногие фильмы передают чувство нарастающего беспокойства и страха так же хорошо, как «После работы», и то, что он делает это, а также является одним из самых смешных фильмов Скорсезе, делает его еще более впечатляющим. Это, вероятно, заставит вас извиваться так же сильно, как и смеяться, но это не совсем точно передаст ощущение кошмара таким же образом, если оно уклоняется от этих более напряженных моментов.
Процесс
‘The Trial’ (1962)
«Процесс» преступно недооценен, потому что, что касается фильмов Орсона Уэллса, он, честно говоря, так же эффективно срежиссирован, как и «Гражданин Кейн». Он основан на одноименной истории Франца Кафки и рассказывает о печальных событиях, которые случаются с человеком после того, как он предстает перед судом за преступление, о котором никто не будет рассказывать.
Это, естественно, делает невозможным для главного героя защитить себя, потому что он не знает, в чем его обвиняют. Все идет от плохого к худшему, снова и снова, создавая опьяняющий, напряженный и невероятно сюрреалистический фильм, который эффективно помещает вас в кошмарное пространство головы его крайне невезучего главного героя.
Однажды ночью
‘The Night Of’ (2016)
Хотя «Однажды ночью» — это мини-сериал, который длится намного дольше, чем фильм, он настолько эффективен в передаче ощущения кошмара, что о нем стоит упомянуть. Это особенно относится к его первому эпизоду, который похож на вышеупомянутый «Процесс». В нем главный герой обвиняется в преступлении, которое, как он уверен, не совершал (ужасное убийство), но никто, похоже, не хочет ему верить, и он проходит через изнурительный процесс ареста, допроса и, в конечном итоге, заключения.
После первого эпизода шоу все становится немного менее кошмарным, но нельзя отрицать, насколько сюрреалистично и душераздирающе это ощущается. Для тех, кому снились тревожные сны о совершении преступлений или обвинении в совершении преступления, части «Ночи» могут оказаться слишком напряженными, чтобы с ними справиться.
Неогранённые драгоценности
‘Uncut Gems’ (2019)
Время — это то, с чем мы все боремся, и поэтому время иногда служит своего рода абстрактным антагонистом в мире кино. «Неогранённые драгоценности» хорошо иллюстрируют это, поскольку речь идет о человеке, который задолжал слишком многим людям, чтобы сосчитать, и мчится на время, чтобы играть по-крупному и эффективно вернуть все деньги, которые ему нужны, а затем и некоторые.
Это безжалостный фильм, который никогда не утихает и наполнен громкими звуками, напряженными эпизодами и неприятными зрелищами. Это настолько эффективный триллер, что его сложнее смотреть (и он более кошмарный), чем многие фильмы ужасов, оставаясь при этом далеко за пределами того, что можно было бы считать примером фильма ужасов.
Вход в пустоту
‘Enter the Void’ (2009)
Аргентинско-французский режиссер Гаспар Ноэ хорошо известен своими бескомпромиссными и противоречивыми фильмами, некоторые из которых можно классифицировать как ужасы, а некоторые нет. Самым пугающим и, возможно, тревожным из его фильмов ужасов должен быть «Вход в пустоту» 2009 года, в котором рассказывается о недавно умершем человеке, переживающем внетелесный опыт, наблюдающем за жизнью тех, кого он знал после того, как он сам умер.
Все это очень тревожно и сюрреалистично, возможно, классифицируется как нечто среднее между психологической драмой, криминальным фильмом и особенно темным фэнтезийным фильмом. Его никогда не бывает легко смотреть, и он часто близок к ощущению кошмара, хотя все это время никогда не становится чем-то, что можно было бы определить как «ужас», что помогает сделать «Вход в пустоту» озадачивающим и уникальным фильмом.
Бразилия
‘Brazil’ (1985)
«Бразилия» — это трудный фильм, который трудно резюмировать. Действие происходит в антиутопическом ландшафте, который еще более пугающий, чем мир, в котором мы сейчас живем, и следует за одиноким человеком, которому не хватает свободы воли в страсти в жизни, поскольку его бросают различные системы власти, от которых он, кажется, не может убежать.
Есть различные моменты, когда собственные мечты главного героя, кажется, предлагают какой-то побег, но даже мечта о лучшем мире не оказывается долгосрочным решением. По мере того, как Бразилия продолжается, все становится все более сюрреалистичным и сказочным, кульминацией чего является серия повторяющихся фантастических последовательностей, которые в конечном итоге оказываются именно такими… Фантазии. Это мрачный материал, но, по крайней мере, он также интересен и внушает благоговение.