1. Терминатор (1984)
Многие годы роботы, которые угрожали нам в научно-фантастических фильмах, выглядели как настоящие роботы. Они были сделаны из металла, шестеренок и вращающихся безделушек и говорили, как машины. Но когда Джеймс Кэмерон выбрал Арнольда Шварценеггера на роль робота-убийцы из будущего в первом фильме «Терминатор» (который, честно говоря, многим обязан «Миру Дикого Запада»), он не только помог осознать наши глубочайшие опасения по поводу роботов (что они будут лучше, более сильнее людей, чем даже сами люди), но он также нашел идеальную деталь для австрийского бегемота с ограниченным радиусом действия и доставкой, подобной дрону. Годы спустя, в сиквеле «Терминатор 2: Судный день», Кэмерон снова произвел революцию в культуре: на этот раз он помог превратить политически амбициозного Шварценеггера в почти милую, семейную фигуру, а также использовал современные методы. art CGI, чтобы дать нам Т-1000, чье существование в «полиметаллическом сплаве» было ближе к магии, чем к механике.
2. Метрополис (1927)
В безумном, дальновидном шедевре Фрица Ланга 1927 года безумный ученый создает женскую версию робота своей покойной возлюбленной. Но позже он превращает эту женщину-робота в фальшивую версию героини фильма, харизматичной революционерки по имени Мария, чтобы попытаться подавить восстание. Затем робот-Мария продолжает использовать свои магические, гнусные силы, чтобы завладеть населением этого антиутопического общества. Конечно, за этим роботом нет никакой науки; ее способности в основном фантастические. (Время от времени кажется, что фильм больше об угрозе сексуальности, чем об угрозе механизации.) Но в своем воплощении потенциально чудовищной силы науки Мария — и, соответственно, фильм — представляет собой провидческую поучительную историю об силы, которые вскоре разблокирует 20-й век.
3. ВАЛЛ-И (2008)
От почти бессловесной первой половины до веселого фарсового финала, от душераздирающего портрета экологически опустошенной Земли до острого видения человечества, тревожно располневшего от комфорта и стазиса, — это один из величайших фильмов Pixar. И это редкий фильм, в центре которого удается поставить негуманоидного робота вместе с его любовным интересом к негуманоидному роботу.
4. Бегущий по лезвию (1982)
Несмотря на революционный дизайн и статус культового научно-фантастического фильма, «Бегущий по лезвию» временами кажется скорее философским исследованием, чем видением будущего. Репликанты в фильме — это не металлические андроиды, которых мы знаем и любим, но они все равно созданы с помощью биомеханики, поэтому я считаю их роботами — их можно обнаружить только благодаря ответам, которые они дают. на некоторые, казалось бы, обыденные вопросы. Кроме того, они могут умереть — часто удивительным, поэтическим образом. Другими словами, у них есть души. И среди вопросов, которые задают фильмы, есть вопрос о том, является ли один тип души более ценным, чем другой.
5. Матрица (1999)
Великий страх, лежащий в основе фильмов об искусственном интеллекте, — это представление о том, что после определенного момента мы больше не будем нужны миру. Матрица дает этой идее одно из самых резонансных изображений: в этом будущем люди используются в качестве батарей для гигантских роботов, в то время как их разум занят симулякром виртуальной реальности мира. Таким образом, он объединяет технологический страх, присущий большинству историй о роботах, с дзенским вопросом о природе реальности. Спустя годы это все еще фантастика.
6. Робокоп (1987)
Шедевр Пола Верховена намного смешнее, чем вы можете себе представить. Это также намного более жестоко, так как мы проводим большую часть фильма, наблюдая, как добрый полицейский-герой Мерфи (Питер Веллер) медленно его путь к неизбежному — и неизбежно жестокому — возмездию, после которого он превратится в футуристического киборга из названия фильма. Справедливости ради, технически это делает Робокопа не роботом — в конце концов, он наполовину человек, — но весь фильм посвящен этому взаимодействию между человеческой стороной Мерфи и его стороной робота.
7. А.И. Искусственный интеллект (2001)
Когда Стэнли Кубрик умер, он оставил долгожданный проект о попытках молодого, разумного мальчика-робота стать полноценным человеком. Поклонники Кубрика вечно будут спорить о том, правильно ли Стивен Спилберг (которого Кубрик, как сообщается, лично выбрал для постановки фильма) соответствовал видению Кубрика, но нельзя отрицать, что он вложил в этот фильм свое сердце и душу. Правда, фильм Спилберга не столько об искусственном интеллекте и философском вопросе разума; скорее, это трогательная история о маленьком мальчике (которого играет тогдашний парень Хейли Джоэл Осмент), который ищет признания и узнает, что значит любить. И это красиво.
8. Мир Дикого Запада (1973)
Что, черт возьми, имел Майкл Крайтон против парков развлечений? За несколько лет до того, как он написал «Парк Юрского периода», автор написал и поставил этот смехотворно забавный научно-фантастический сатирический хоррор-вестерн о футуристическом парке, где артисты-андроиды, главным из которых является стрелок, которого играет Юл Бриннер (играющий роль робота на своем персонаже из «The Великолепная семерка), сойти с ума и начать убивать посетителей.
9. Степфордские жены (1975)
Сказать, что «Степфордские жены» — это фильм о роботах, в некоторых кругах сочли бы спойлером, поскольку на самом деле это грандиозное откровение — что эти безмозглые, обожающие, поверхностные, безупречно причесанные домохозяйки на самом деле являются машинами. Основополагающий фильм, который объединяет многие великие неврозы послевоенной Америки в одной черной комедии: наша одержимость классом, пригородами, сексуальными отношениями и технологиями.
10. Железный гигант (1999)
Трогательный анимационный фильм Брэда Бёрда, снятый по мотивам детской книги Теда Хьюза, — настоящее чудо. В нем сочетаются две, казалось бы, противоположные концепции: тот факт, что роботы часто символизируют все наши страхи перед неконтролируемым технологическим прогрессом, и идея о том, что иметь приятеля-робота — это предельная детская фантазия. Это замечательная семейная драма, отличный детский фильм и захватывающая просьба о мире. И это по-прежнему лучшее исполнение в карьере Вин Дизеля, как голос Великана.
11. День, когда Земля остановилась (1951)
Правда, фильм Роберта Уайза 1951 года не столько о роботах, сколько об инопланетянах и мире во всем мире — Клаату Майкла Ренни прибывает на Землю в качестве межзвездного посла с другой планеты, чтобы призвать нас перестать убивать друг друга. Но главным героем фильма на самом деле является Горт, гигантский робот из инопланетной расы роботов-силовиков, которые были уполномочены уничтожить человечество, если мы не прислушаемся к их предупреждениям. Конечно, фильм на самом деле не основан ни на чем, напоминающем науку, но это увлекательная капсула времени нашего отношения к неконтролируемым технологиям и энергии в ядерную эпоху.
12. Призрак в доспехах (1995)
Аниме-шедевр Осии Мамору — один из самых важных фильмов, снятых за последние 30 лет, отчасти благодаря тому, как его влияние отразилось в фильмах «Матрица». С его горячей героиней-киборгом (сильной женщиной, которая, увы, происходит прямо из фантазии мальчика-подростка) и историей, в которой персонажи могут менять форму и входить в цифровые миры и выходить из них, это фильм о все более размытых границах между человечеством. и технология — фундаментальная дилемма, лежащая в основе большинства фильмов о роботах.
13. Большой герой 6 (2014)
Анимационный блокбастер Диснея прошлого года был на удивление мрачным; в конечном счете, это был фильм о том, как разные люди справляются с потерей. И в основе этого были чувствительные отношения между его юным героем-сиротой и Бэймаксом, приятным, пухлым медицинским дроидом, созданным его покойным братом. По мере того, как мальчик пытался научить нежного Бэймекса сражаться, мы получили искреннее исследование пределов горя и ценности помощи тем, кто в ней нуждается.
14. Трансформеры (2007)
Ладно, забудь на секунду, как сильно ты ненавидишь сиквелы. Первый фильм Майкла Бэя «Трансформеры» был на самом деле довольно забавным — своеобразная смесь общего юмора, крутых героических боевых роботов, апокалиптической компьютерной графики и запатентованного режиссером военного фетишизма. Давайте также не будем забывать, что идея крупнобюджетного голливудского фильма, основанного на игрушечной франшизе 1980-х годов — особенно такой нелепой, как эта, в которой рассказывается об инопланетной расе роботов, прибывших на Землю и получивших способность превращаться в повседневные транспортные средства и другие машины — отнюдь не беспроигрышный вариант. И все же Бэй справился. Раздувание и самомнение в конечном итоге поглотили бы франшизу, но этот первый все еще держится.
15. Роботы (2005)
Этот звездный анимационный фильм (Юэн МакГрегор! Робин Уильямс! Мел Брукс!) не был особенно популярен, когда он только вышел, но он очарователен и прекрасен. Действие происходит в мире, полностью населенном роботами (как и в «Машинах», но с роботами), он наполнен сложными приспособлениями и сногсшибательными визуальными эффектами, с эстетикой, которая, кажется, была заимствована из каждой мыслимой эпохи футуристического дизайна. В нем можно потеряться на несколько часов.
Перевод: vulture.com