В большинстве киноиндустрий по всему миру были сняты великие криминальные фильмы, но немногие страны выпустили столько замечательных фильмов, сколько Франция. Это было особенно заметно на протяжении 1950-х и 1960-х годов, отчасти из-за того, что французское движение «Новая волна» было в самом разгаре. Криминальные фильмы стали круче, стильнее, мрачнее и захватывающе.
При этом не все из следующих 10 фильмов можно отнести к фильмам французской новой волны, а некоторые были выпущены и за пределами 1950-х/1960-х годов. Все они умудряются быть непринужденно стильными, захватывающими и непредсказуемыми фильмами, а для поклонников французского кино, гангстерских фильмов, криминальных фильмов или даже просто триллеров в целом все они более чем достойны вашего внимания.
На последнем дыхании
‘Breathless’ (1960)
Первый полнометражный фильм режиссера Жана-Люка Годара, а также один из самых значительных фильмов движения французской новой волны, «Затаив дыхание» имеет репутацию, которая ему предшествует. Он был новаторским для своего времени с точки зрения того, как он выглядел, ощущался и редактировался вместе, и берет простую предпосылку о молодом человеке, скрывающемся от закона, и превращает ее в нечто совершенно уникальное благодаря своей презентации.
Конечно, учитывая, что это повлияло на будущие фильмы французской новой волны и даже на будущие американские фильмы (такие как «Бонни и Клайд» и «Бесплодные земли»), «Затаив дыхание» рискует показаться немного странным по сравнению с ними. Но при просмотре среди других фильмов своего времени вы не можете не восхищаться его дерзостью и стилем, и это почти обязательный просмотр для всех без исключения любителей кино.
Вампиры
‘Les Vampires’ (1915-1916)
Эпический семичасовой киносериал, которому более ста лет, но который все еще держится, «Вампиры» могут показаться пугающими, но в него удивительно легко попасть и наслаждаться. Хотя технически он рассказывает одну историю, которая длится в три-четыре раза дольше, чем обычный фильм, он легко разбит на 10 глав, которые были выпущены в период с ноября 1915 года по июнь 1916 года.
Возможно, это 10 фильмов, а не один (что помогло режиссеру Луи Фейяду стать одним из самых плодовитых за все время), но в любом случае эта сага о журналисте, расследующем теневую подпольную преступную сеть, захватывает. Он по-прежнему быстрый, веселый и великолепно наполненный поворотами все эти десятилетия спустя и заслуживает своей репутации одного из лучших фильмов эпохи немого кино.
На ярком солнце
‘Purple Noon’ (1960)
«Пурпурный полдень» — один из самых известных фильмов французской суперзвезды Алена Делона, а также одна из лучших экранизаций «Талантливого мистера Рипли». Это сюжет, в котором чем меньше об этом говорят, тем лучше, но самое главное, что это напряженная, увлекательная и очень мрачная история, которая, по сути, вне времени, учитывая, что оригинальному роману уже почти 70 лет.
Делон идеален в роли Рипли, идеально уравновешивая холодность и харизму, которые необходимы печально известному персонажу. Сам фильм также впечатляюще короткий и динамичный, а это означает, что это криминальный триллер, который, хотя и с более серьезной стороны, все же остается очень интересным зрелищем.
Дурная кровь
‘Mauvais Sang’ (1986)
Леос Каракс — режиссер, чья работа может быть не для всех, но трудно отрицать амбициозность проектов, за которые он берется, и особый стиль, которым он привносит все свои фильмы. Mauvais Sang (или «Дурная кровь» на английском языке) — один из его ранних фильмов и, возможно, один из самых доступных.
Тем не менее, это все еще довольно странно. Его сюжет включает в себя уникальный вирус, который распространяется через секс, которому не хватает эмоций, и группу мошенников, которые пытаются украсть сверхсекретную вакцину только для того, чтобы вызвать неизбежные осложнения. Он сочетает в себе криминальные элементы с романтикой и слегка футуристическим сеттингом, смешивая их все в поистине единственный в своем роде кинококтейль.
Мужские разборки
‘Rififi’ (1955)
«Рифифи» вполне может быть лучшим фильмом об ограблении, который не связан со взломом банка. Вместо этого Рифифи следует за группой профессиональных грабителей, которые планируют сложное ограбление ювелирного магазина, совершают само ограбление, а затем разбираются с последствиями ограбления.
Он примечателен тем, что имеет одну из лучших последовательностей ограблений в истории кино. Он разыгрывается в течение получаса, как в реальном времени, и делается без каких-либо диалогов или музыки. Помимо звуковых эффектов, он в основном становится немым фильмом на четверть своего времени, и помогает то, что более традиционно сделанные сцены по обе стороны последовательности ограбления тоже великолепны. В результате «Рифифи» является как важным фильмом об ограблении, так и важным французским криминальным фильмом.
Самурай
‘Le Samouraï’ (1967)
Жан-Пьер Мельвиль был режиссером, снявшим много известных криминальных фильмов, и Ален Делон также снялся в нескольких. Они вместе работали над фильмом «Самураи», который является ярким моментом в их работах, будучи смелым, простым и хорошо выполненным фильмом об одиноком профессиональном киллер в бегах.
Учитывая, насколько гладкий и стильный фильм, немного сложно отдать ему должное только словами. Даже описание сюжета рискует сделать его неутешительным, поскольку это не особенно сложная или уникально звучащая предпосылка. Но все дело в исполнении, и впечатления от просмотра «Самуры»—это то, что запоминается. Это один из тех фильмов, которые вы действительно просто должны посмотреть сами, чтобы понять, из-за чего весь сыр-бор.
Лифт на эшафот
‘Elevator to the Gallows’ (1958)
Для тех, кто любит фильмы, где, казалось бы, простое преступление выходит из-под контроля, обратите внимание на «Лифт на виселицу». По сути, это то, к чему сводится этот обманчиво простой 91-минутный криминальный фильм, с нисходящей спиралью, в которую он бросает своих персонажей, от которых трудно отвести взгляд.
Ночной Париж, вероятно, никогда не выглядел лучше, чем в «Лифте на виселицу», а музыка легендарного Майлза Дэвиса увеличивает силу визуальных эффектов и общую угрюмую атмосферу и повествование. Это короткий, простой и полностью удовлетворительный небольшой криминальный фильм, и один из лучших, когда-либо выходивших во Франции.
Красный круг
‘Le Cercle Rouge’ (1970)
Как бы ни был хорош Le Samouraï, Le Cercle Rouge («Красный круг») может быть еще лучше, если говорить о сотрудничестве Жан-Пьера Мельвиля и Алена Делона. Это отличный фильм об ограблении, который также тратит значительное время на комиссара полиции, решившего остановить потенциальных похитителей драгоценностей, что придает ему удивительно эпическое ощущение (чему также способствует его почти 2,5-часовое время выполнения), которое приводит к фантастическому, напряженному финальному акту.
Life Rififi до него, у него также есть расширенная, нервно тихая последовательность ограблений, и его и без того солидная история значительно усиливается общим стилем фильма и преднамеренным темпом. В конце концов, немногие фильмы об ограблениях могут претендовать на то, чтобы быть такими же хорошими, как Le Cercle Rouge.
Дыра
‘Le Trou’ (1960)
Тюремный фильм, который заслуживает того, чтобы считаться одним из лучших фильмов всех времен, Le Trou («Дыра») рассказывает о пяти заключенных, которые тщательно вынашивают план побега из тюрьмы. С ограниченным сеттингом и пристальным вниманием к деталям указанного плана, Ле Тру доводит фильм о побеге из тюрьмы до предела, поскольку немногие другие фильмы могут утверждать, что они посвятили так много времени только этой предпосылке (сравните это с чем-то вроде «Побега из Шоушенка», например, который частично — но не полностью — о побеге из тюрьмы).
Возможно, в результате для некоторых зрителей это может показаться повторяющимся или немного застойным, но если вам удастся погрузиться в фильм, это будет опыт, не похожий ни на какой другой. Детализированный, тщательно проработанный и напряженный, Le Trou, без сомнения, является одним из величайших фильмов о побеге из тюрьмы всех времен.
Посторонние
‘Band of Outsiders’ (1964)
«Банда аутсайдеров» — еще один культовый фильм Жана-Люка Годара, рассказывающий историю трех молодых людей, одержимых фильмами, особенно американскими фильмами нуар и вестернами. Чувствуя бесцельность в своей жизни, они решают спланировать ограбление, частично вдохновленное теми, кого они видели на экране, только для того, чтобы их неопытность встала на пути к успеху.
Это самосознательный и творчески сделанный фильм, и, возможно, даже лучше, чем другой культовый фильм Годара о французской новой волне / криминальном фильме «Затаив дыхание». Кроме того, как и в том фильме 1960 года, его влияние можно увидеть в работах последующих режиссеров, в том числе Квентина Тарантино (он даже назвал свою кинокомпанию A Band Apart Films, что является игрой на оригинальном французском названии Band of Outsiders, Bande à part.)
collider.com