От Франсуа Трюффо до Джорджа Лукаса, от Ники Каро до Греты Гервиг, режиссеры давно исследовали жанр взросления как источник повествовательного творчества. По мере того, как подростковый возраст вышел на передний план мейнстримной культуры в 1950-х и 60-х годах с появлением рок-н-ролла, и произошло рождение контркультуры, киноиндустрия также стала более заинтересованной в изучении радостей и ловушек подростковых лет. Этот список изображает путешествие жанра от мужских повествований, которые часто мифологизировали возрастную группу, к таким фильмам, как «Лунный свет» и «Леди Бёрд», которые нарушили расовые, сексуальные и гендерные условности, подталкивая зрителей к пересмотру популярных тропов взросления.
1. Четыреста ударов
The 400 Blows(1959)
В этом классическом фильме «Новой волны» 12-летний Антуан Дуанель (очаровательный Жан-Пьер Лео) живет в рабочей части Парижа со своей обиженной матерью и отчимом. Не в силах принять жесткость своей школьной среды, он вскоре развивает вкус к игре на крючке и пускается в серию злоключений по городу, вызывая гнев членов семьи, учителей и полицейских, которые предпочитают патологизировать его поведение, а не понимать его. Размышления режиссера Франсуа Трюффо об отказе мальчика подчиняться авторитетным фигурам и соответствовать ожиданиям общества имеют отчетливо контркультурный тон.
Хотя фильм был снят почти за десять лет до майских протестов 1968 года, которые навсегда потрясли французскую культуру, это тщательное исследование как взрослого лицемерия, так и послевоенной жесткости, против которой персонаж Лео по понятным причинам восстает. Трюффо сопоставляет борьбу Антуана за признание с плохим поведением его родителей и учителей, бросая вызов ограниченному пониманию подростковой психологии того времени и критикуя институты власти, которые не могут защитить своих детей. Классический стоп-кадр в конце фильма отражает эту сложность, когда Антуан снова попадает в неопределенное будущее и принимает свой статус аутсайдера.
2. Американские граффити
American Graffiti (1973)
Фильм Джорджа Лукаса, далекий от его более поздней франшизы «Звездные войны», вызывает ностальгию в изображении жизни маленького городка — особенно автомобильной культуры — в начале 1960-х годов в Модесто, штат Калифорния. Сосредоточив внимание на одной ночи из жизни группы старшеклассников с широко раскрытыми глазами (среди которых будущие голливудские тяжеловесы Ричард Дрейфус, Рон Ховард и Харрисон Форд), он изображает Америку на грани катастрофических перемен. Потому что в заполненных закусочными и битком набитых городских улицах скрывается нечто гораздо более зловещее: смертность.
Поскольку большая часть разговоров в фильме происходит на передних сиденьях автомобилей, зрители знакомы с рядом одиноких крупных планов, подчеркивающих отчаяние персонажей в волнении и их ощутимый страх перед будущим. Уникальное сочетание серьезных проблем с горько-сладким и полезным юмором в фильме одновременно критикует и одобряет оценку Америкой школьных лет как бесконечного источника ностальгии и творчества. Американские граффити породили важный поджанр в кино — школьную эпопею — и подготовили почву для таких фильмов, как «Ошеломленные и сбитые с толку» (1993), а затем «Буксмарт» (2019).
3. Останься со мной
Stand By Me (1986)
Основанный на новелле Стивена Кинга 1982 года, классический фильм Роба Райнера о взрослении рассказывает о группе мальчиков, которые отправляются на поиски тела местного подростка, сбитого поездом. То, что изначально начинается как импульсивное приключение, приводит к тому, что молодые персонажи — Горди Лашанс (Уил Уитон), Крис Чемберс (Ривер Феникс), Тедди Дюшан (Кори Фельдман) и Верн Тессио (Джерри О’Коннелл) — сталкиваются лицом к лицу со своей собственной смертностью. Вдумчивое повествование фильма (озвученное Ричардом Дрейфусом) сопоставляется с не такими уж невинными приключениями бдительного главного героя Уитона и его правой руки, необыкновенного Ривера Феникса.
Как и «Американские граффити», «Останься со мной» рассказывает о лжи, навязанной послевоенной Америке, где гнев и разочарование пульсируют под тщательно выверенной иллюзией мира и процветания. С актерским составом, почти лишенным взрослых, «Останься со мной» допускает визуальную и повествовательную близость с персонажами, которая становится еще более душераздирающей из-за откровения в конце фильма. С Джоном Кьюсаком и Кифером Сазерлендом в запоминающихся эпизодических ролях, «Останься со мной» — это прекрасное размышление о детстве и наступлении подросткового возраста.
4. До свидания, дети
Goodbye Children (1987)
Автобиографический фильм Луи Маля рассказывает историю Жюльена (Гаспар Манесс), не по годам развитого мальчика, посещающего сельскую католическую школу-интернат во время Второй мировой войны. Когда Жан Киппельштейн (он же Бонне) (Рафаэль Фейто), еврейский студент, прячется тамошними священниками, любопытство Жюльена возбуждается. По мере того, как пара неохотно становится друзьями, их сильная, хотя и конкурентная, связь находится под угрозой из-за постоянного присутствия нацистов. Тем не менее, это больше, чем просто поверхностное историческое повествование, Au Revoir Les Enfants или Goodbye Children исследует моральную двусмысленность жизни в условиях немецкой оккупации.
Взрослые в этом фильме не могут защитить себя и детей, находящихся на их попечении, что приводит к разрушительным последствиям. И финальное предательство фильма указывает на случайный, всепроникающий антисемитизм, который позволяет многим современникам Жюльена отвести взгляд, когда еврейских граждан регулярно унижают и депортируют в концентрационные лагеря. Собственные сожаления Маля и его интерес к вопросам французского соучастия и коллективной вины в контексте Второй мировой войны ощутимы. «Прошло более 40 лет, но я буду помнить каждую секунду того январского утра до дня моей смерти», — признается Жюльен в конце фильма.
5. Под кайфом и в смятении
Dazed and Confused (1993)
Фильм Ричарда Линклейтера рассказывает об одном дне из жизни выпускника 1976 года. Несмотря на то, что на момент выпуска он был коммерческим разочарованием, теперь он считается культовой классикой. В фильме используется ряд школьных тропов — от дедовщины старшекурсников до романтики в последнюю минуту и вечеринок в бочонках — и его ограниченные диалоги придают ему привлекательно извилистое, хотя и неубедительное качество. Благодаря сильным выступлениям Уайли Уиггинса, Бена Аффлека и, возможно, самого запоминающегося, никогда ранее не виданного
Мэттью МакКонахи («Хорошо, хорошо, хорошо!»), «Ошеломленные и сбитые с толку» заслужили свое место в зале славы школьной драмы. Тем не менее, он никогда полностью не выходит за рамки этого к тому времени перегруженного жанра, вместо этого крепко держась за тонкий, как бумага, сюжет и общую атмосферу тоски, которая меньше, чем сумма его частей.
6. Оседлавший кита
Whale Rider (2002)
Пайка Апирана (Кейша Касл-Хьюз), амбициозная двенадцатилетняя девочка, полагается на миф о всаднике на ките, чтобы продолжить традиции своей семьи маори в Вангаре, Новая Зеландия. Хотя ее любопытство и подлинный талант к борьбе и танцам являются желанными противоядиями от бедности и уныния ее племени, ее интерес как к церемониям, так и к религиозному лидерству плохо воспринимается ее грозным дедом Коро (Равири Паратене). Изначально он полон решимости помешать своей внучке взять на себя ведущую роль в обществе.
Пока Пайка отчаянно пытается завоевать его расположение, столкновение между прошлым и настоящим становится мучительным, подталкивая ее к отчаянным мерам. Сказочная операторская работа режиссера Ники Каро, основанная на нескольких захватывающих дух подводных сценах, делает «Всадника на ките» чем-то большим, чем обычная история взросления. Это также исследование стремления одной девушки к признанию и признанию в островном сообществе, борющемся с проблемами и наградами традиций. Включение Каро мифических элементов в мудрое повествование ее главного героя делает «Всадника на ките» важным дополнением к исторически белому и мужскому жанру взросления.
7. Отрочество
Boyhood(2014)
В фильме «Отрочество», снятом в течение двенадцати лет, рассказывается о воспитании Мейсона Эванса-младшего (Эллар Колтрейн), застенчивого и чувствительного мальчика, который переживает развод родителей и многочисленные переезды по всему Техасу в начале 2000-х годов. Режиссер Ричард Линклейтер к настоящему времени полностью владеет своими повествовательными возможностями, позволяя сюжету — или его отсутствию — разворачиваться вместе с запутанным переходом Мейсона во взрослую жизнь. С минимальным сценарием, который содержит жуткое сходство с реальной жизнью, «Отрочество» дает столь необходимый более пристальный взгляд на воспитание детей и мужественность в Америке 21-го века.
В то время как матриарх Оливия (Патрисия Аркетт) преследует социальную мобильность через образование, развод и повторный брак, отец Мейсон Эванс-старший (Итан Хоук) остается удивительно неизменным — по крайней мере, в глазах зрителей, которые посвящены в ловушки его беззаботного характера. Родителям и детям предоставляется равное эфирное время, но именно Мейсон, постоянно переходящий в новые школы и игнорирующий череду равнодушных отчимов, с которыми мы больше всего отождествляем себя, из-за тонкой игры Колтрейна и путешествия в молодую взрослую жизнь в реальном времени. В конечном счете, «Отрочество» — это тихое и непритязательно красивое исследование всеамериканского путешествия одной семьи.
8. Лунный свет
Moonlight (2016)
Фильм «Лунный свет» режиссера Барри Дженкинса рассказывает историю Хирона (которого последовательно играют Алекс Хибберт, Эштон Сандерс и Треванте Роудс), который растет в криминальном районе Майами. Научившись игнорировать эмоциональные манипуляции своей матери-наркоманки (Наоми Харрис) и развивая близкие отношения с Хуаном (Махершала Али), местным наркоторговцем, Хирон кропотливо примиряется со своей собственной странностью после встречи с Кевином (Джейден Пинер, Джаррел Джером и Андре Холланд), уверенный в себе сверстник.
Невозмутимая игра Джерома и Холланда дополняет скудный сценарий и придает вес отказу фильма придерживаться традиционных квир-повествований о взрослении. Напряженный саундтрек сочетается с операторской работой, которая отдает предпочтение самым болезненным встречам Хирона и его возможному путешествию к самоуважению. Это светлая и глубоко трогательная медитация о чернокожей и квир-мужественности в обществе, которое не смогло принять ни то, ни другое.
9. Леди Бёрд
Lady Bird(2017)
Леди Бёрд (Сайорсе Ронан) — не по годам развитая католическая школьница, живущая в начале 2000-х годов в Сакраменто. Ее попытки изменить свою жизнь и смириться со сходством с матерью (Лори Меткалф) формируют эмоциональное ядро истории на фоне общей подростковой неуверенности и бунта. Хотя фильм, снятый режиссером Гретой Гервиг, в значительной степени отдает предпочтение женскому взгляду на секс, любовь и дружбу, «Леди Бёрд» в конечном итоге является любовным письмом к Сакраменто, чьи теплые объятия персонаж Ронан неоднократно пытался отвергнуть. Ее открытие и возможный отъезд из родного города во всей его сонной красе знаменует собой типично американское путешествие, которым исторически наслаждались только главные герои-мужчины. Именно ее доступ к этому путешествию — не только от школьницы к женщине, но и от Сакраменто до Нью-Йорка — делает фильм более чем поверхностно удовлетворительным, привнося новую мобильность в канон взросления независимо от пола. Благодаря своему комедийному потенциалу, усиленному невозмутимым сценарием и сильными второстепенными выступлениями тогдашних новичков, таких как Бини Фельдштейн, Лукас Хеджес и Тимоти Шаламе, «Леди Бёрд» в конечном итоге заслуживает своего почти культового статуса в современном кино.
collider.com