По самому своему определению, между молодостью и старостью лежит средний возраст. Это время жизни, которое лучше всего определить как 40 и 50 лет, а также, возможно, начало 60-х годов. Это не всегда исследуется в фильмах, потому что это непопулярный этап жизни, если быть совершенно откровенным. Те, кто молод, не ждут этого с нетерпением, и хотя старость имеет свои трудности, по крайней мере, некоторые из тех, кто туда попадает, испытывают комфорт на пенсии и, возможно, более мягкий темп жизни (сумеречные годы, так сказать).
Однако тот факт, что большинство фильмов явно не исследуют испытания и невзгоды людей среднего возраста, не означает, что никто из них не затрагивает их. Следующие 10 фильмов направлены на то, чтобы продемонстрировать, как обычно «скучный» или «посредственный» период жизни можно исследовать интересными, интересными и эмоциональными способами. В различных жанрах каждому удается исследовать кризисы среднего возраста и общую тоску среднего возраста увлекательными и проницательными способами.
Сцены из супружеской жизни
‘Scenes from a Marriage’ (1974)
Театральная версия мини-сериала 1973 года (продолжительностью почти три часа по сравнению с почти пятичасовым хронометражем мини-сериала), «Сцены из брака» представляет знаменитого шведского режиссера Ингмара Бергмана в его самом убедительном виде.
Несмотря на то, что это захватывающий и феноменально сыгранный фильм, его также трудно смотреть. Он демонстрирует пару средних лет, разлюбившую и начинающую долгий, мучительный процесс развода, и то, как это влияет на каждого из них. Он фиксирует то, что может случиться с парами в середине их жизни, и делает это непоколебимо, а иногда и неудобно, но, несомненно, убедительно.
Зуд седьмого года
‘The Seven-Year Itch’ (1955)
Этот фильм Билли Уайлдера также является одной из самых знаковых ролей Мэрилин Монро и подходит к идее кризиса среднего возраста более юмористически, чем большинство фильмов о среднем возрасте. «Зуд седьмого года» рассказывает о мужчине средних лет, который живет (временной) жизнью холостяка, когда остальная часть его семьи уезжает на летние каникулы.
Вскоре он обнаруживает, что персонаж Монро — молодой, игривый и привлекательный — переехал в соседнюю квартиру, и когда они встречаются, все, естественно, усложняется. Рискованный для своего времени, но не такой впечатляющий сегодня — и, конечно, не один из лучших у Уайлдера — он по-прежнему остается цельной комедией, которая дает более легкий, чем обычно, взгляд на разочарования среднего возраста.
Клерки 3
‘Clerks III’ (2022)
В классическом фильме Кевина Смита 1994 года «Клерки» борьба за выживание в возрасте 20 лет была исследована таким образом, чтобы это было причудливо, забавно и даже немного трогательно. «Клерки II» (2006) сделали то же самое, пересматривая персонажей в возрасте 30 лет, приближаясь к среднему возрасту, в то время как «Клерки III» обнаруживают, что они действительно находятся в середине своей жизни, приближаясь к 50 годам.
«Клерки III» — удивительно трогательное завершение почти 30-летней саги, в которой гораздо больше драмы, чем можно было бы ожидать от фильма «Клерки». Он честно смотрит на борьбу среднего возраста (особенно физические последствия старения) таким образом, который часто бывает грубым и реалистичным. В нем по-прежнему много юношеского юмора, как и в фильмах «Клерки», но он сбалансирован с большим количеством (в основном эффективного) пафоса и честности в отношении старения.
Армагеддец
‘The World’s End’ (2013)
На краю света пятеро школьных друзей воссоединяются, чтобы попытаться завершить массовый поход по пабам, который они пытались, но в конечном итоге не смогли закончить, когда были моложе. Напряжение возникает, когда становится ясно, что персонаж Саймона Пегга не повзрослел и не вырос так, как другие, а затем все еще больше усложняется, когда их поход по пабам прерывается удивительно апокалиптическими событиями.
Конечно, это научно-фантастическая комедия, но взгляд «Конца света» на ностальгию и отказ взрослеть делает ее удивительно впечатляющей. Во второй половине фильма много сердца — и даже некоторая трагедия, что делает его трогательным и мощным фильмом о том, как быть в возрасте 40 лет, но при этом не в состоянии избавиться от желания быть где угодно, кроме этого.
Перед полуночью
‘Before Midnight’ (2013)
Трилогия Ричарда Линклейтера «До» исследует отношения между Селин и Джесси на протяжении трех фильмов и почти 20 лет. Они встречаются случайно — в возрасте 20 лет и безнадежно романтичны — в фильме 1995 года «Перед восходом солнца». Они расходятся и не могут воссоединиться, как планировалось, пока случайная встреча в фильме 2004 года «Перед закатом» не заставит их снова собраться вместе и не задаться вопросом, смогут ли они возобновить свой короткий, но страстный роман.
Заключительная глава трилогии «Перед полуночью» 2013 года показывает, что они решили возродить свои отношения и были вместе с конца 2004 года «Перед закатом». Естественно, в их жизни все стало сложнее, и сила фильма заключается в том, что эти персонажи, которых мы встретили в молодости, стали старше, мудрее, более измученными, но, в конечном счете, все еще влюбленными… Просто по-другому, как время часто бывает с отношениями.
Чудаки навсегда
‘Jackass Forever’ (2022)
Грубый, грубый, но совершенно веселый взгляд на вхождение в средний возраст, «Чудаки навсегда», по общему признанию, в первую очередь о возмутительных трюках и розыгрышах, но он также дает представление о старении и о том, как ваше тело больше не может делать то, что оно когда-то делало.
Действительно, течение времени является преобладающей темой в этом четвертом (и, возможно, последнем) фильме «Чудаки». Травмы становятся более серьезными, новые, более молодые члены вводятся в съемочную группу, чтобы выполнить некоторые из более сложных трюков, и фильм отдает дань уважения Райану Данну в финальных титрах, оригинальному члену Чудаков, который скончался в 2011 году. Это по-прежнему очень весело, но это, конечно, не уклоняется от того факта, что эта когда-то молодая, бесстрашная команда, возможно, уже не так молода… Тем не менее, это, в конечном счете, не мешает им чувствовать практически никакого страха.
Однажды в Голливуде
‘Once Upon a Time in Hollywood’ (2019)
В фильме «Однажды в Голливуде» может быть несколько реальных фигур из Голливуда конца 1960-х годов (в том числе Марго Робби в роли Шэрон Тейт), но в конечном итоге основное внимание уделяется вымышленным Рику Далтону и Клиффу Буту, которых играют Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт соответственно.
Рик Далтон сталкивается с чем-то вроде кризиса среднего возраста, отчасти из-за того, что он стареет в Голливуде и теряет актуальность. Он не стар и не совсем вымыт, но его страх подойти к этому моменту действительно движет большей частью драмы в этом довольно расслабленном, непринужденном фильме… Ну, расслабленно и непринужденно, по крайней мере, до последних 15 минут.
Красота по-американски
‘American Beauty’ (1999)
Возможно, квинтэссенцией фильма о кризисе среднего возраста (по крайней мере, для американского кино) должен стать «Красота по-американски». На самом деле, это центральная предпосылка фильма, когда отец из пригорода Лестер Бернхэм чувствует себя неудовлетворенным тем, во что превратилась его жизнь, и различными вещами, которые он делает, чтобы привнести чувство волнения или опасности в свое скучное существование.
Возможно, нелегко сочувствовать персонажу, которого так раздражает относительно комфортная жизнь (особенно в наши дни), но фильм действительно проникает в суть того, что может вызвать кризис среднего возраста, и как это может заставить пострадавших людей чувствовать и вести себя. Это, безусловно, фильм своего времени, но не без некоторых вещей, которые зрители того же возраста, что и Лестер, потенциально могут найти близкими, хотят они этого или нет.
Суперсемейка
‘The Incredibles’ (2004)
То, что это семейный фильм, не мешает «Суперсемейке» включать в свою основу тоску среднего возраста. Детям может понравиться экшн и приключения супергероев, но взрослые, скорее всего, найдут историю Боба Парра (также известного как Мистер Невероятный) наиболее убедительной, поскольку он бывший супергерой, вынужденный вести нормальную жизнь, тоскуя по тем дням, когда он был моложе и мог свободно использовать свои силы.
Оставьте это классическому фильму Pixar, чтобы сбалансировать сюжетную линию кризиса среднего возраста со взрывным действием и семейным юмором. Это балансирующий акт, который «Суперсемейка» выполняет почти безупречно, что делает его одним из лучших фильмов анимационной студии.
Времена года
‘The Four Seasons’ (1981)
Алану Алде было за 40 на протяжении большей части 11 сезонов M*A*S*H, но из-за того, что действие происходит во время трехлетней Корейской войны, а его персонажу, Соколиному глазу, было за 30 в течение этих трех лет, шоу на самом деле не дало актеру/сценаристу/режиссеру возможности исследовать проблемы среднего возраста.
Тем не менее, фильм, который он написал, снял и снялся в то время, когда M*A*S*H все еще был на телевидении, несомненно, сделал это. «Времена года» — один из самых явно ориентированных фильмов среднего возраста, когда-либо созданных, в котором все шесть главных героев находятся в середине своей жизни и имеют дело со всей борьбой и напряженностью в отношениях, которые возникают в этом возрасте. Иногда это смешно, иногда грустно, а иногда немного на носу, но многое из этого звучит правдоподобно, и это, безусловно, очень недооцененный и недооцененный фильм, ориентированный на средний возраст.
collider.com